Бизнес инструмент и услуга

Тайный покупатель

Посмотрите на свой бизнес глазами клиента
Краткий обзор инструмента
  • Опишите и выберите интересующий сегмент целевой аудитории
    Вам понадобится:
    Шаблон оценки целевой аудитории
  • Зафиксируйте каждый шаг клиента из выбранной ЦА
    Вам понадобится:
    Цепочка создания ценности для клиента
    Исследуемые параметры и типы KPI
    Шаблон результата исследования
  • Устраните препятствия на пути клиента и добавьте дополнительные ценности, комфорт и качество
    Вам понадобится:
    Метод "Мозговой штурм"
    Шаблон приоритизации идей для внедрения
  • Отследите результат и повторите для оставшихся сегментов целевой аудитории
    Вам понадобится:
    Шаблон отчетов PL и ДДС
    Шаблон оценки изменения KPI
Зачем это нужно?
Главная цель, конечно, чтобы больше зарабатывать. Избавляясь от препятствий на пути и наполняя каждый шаг дополнительной ценностью мы растим лояльность и доверие клиента. А лояльный клиент возвращается чаще, платит больше, оставляет хорошие отзывы и рекомендует другим.

А ещё ради собственного удовлетворения - приятно, когда твой продукт нравится людям.

Выбор сегмента ЦА для исследования

Самостоятельно:
Как правило, вы уже знаете основной сегмент вашей ЦА - это клиенты, которые приносят вам большую часть прибыли, с ними легко работать, для них вы разрабатывали ваш продукт. Найдите подходящего клиента или доверенное лицо, который согласится честно отвечать на вопросы и фиксировать всё, что видит. Возможно, в роли тайного покупателя выступите вы сами.

Со мной:
Определим все сегменты вашей целевой аудитории. Выберем и подробно разберём наиболее актуальный - возможно, ваш основной сегмент хорошо проработан, но вы недополучаете прибыль из-за проблем с другими перспективными сегментами. В качестве тайного покупателя буду выступать я, имитируя действия выбранного сегмента, но также подмечая точки роста для прочих сегментов.
Анализ сегмента целевой аудитории
Выбранный сегмент необходимо проработать по следующим параметрам. Это позволит лучше вжиться в роль тайного покупателя и понять, на что стоит обратить внимание в процессе исследования:

  1. Кому, Зачем, Когда, нужен ваш продукт
  2. Где обитает клиент - офлайн и онлайн локации
  3. Что ему предложить?
  4. Социально демографический портрет
  5. Боли и страхи
  6. От чего приходит в восторг?
  7. Альтернативный вариант решения проблемы
  8. Экономическая выгода от взаимодействия с вами
  9. Традиции и обычаи при использовании продукта
  10. Какие свойства и атрибуты продукта и компании важны для выбора клиента?
  11. Возражения при выборе компании предоставляющий продукт

Полный обзор инструмента и услуги по анализу ЦА доступен по ссылке

Фиксация каждого шага в роли тайного покупателя

Самостоятельно:
Начните ваш путь клиента, подробно фиксируя каждую деталь или сформируйте для тайтого покупателя вопросы исходя из предложенных ниже параметров.

Со мной:
Для того, чтобы систематизировать анализ я предлагаю разделить путь клиента на следующие этапы. В каждом из них я указал желаемый результат с которым я сравню реальное положение дел. Добиться лучшего результата мне позволит анонимность среди ваших сотрудников, взгляд со стороны, опыт погружения в более чем 30 продуктов, высокие требования к качеству обслуживания и продукта, а также более глубокая проработка как со стороны возможных действий клиента, так и со стороны отработки сотрудниками внутренних процессов, незаметных обычному клиенту.
Исследуемые параметры
Поиск компании
Cайт, ключевые слова, источники трафика, карты, SMM, вывеска, навигация

Результат: поиск решения проблемы клиента приводит его на наши онлайн и офлайн ресурсы
Принятие решения о покупке
Полнота информации, офферы, тарифы, продуктовая воронка, доверие, соц. доказательства

Результат: клиенту глупо отказаться от Вашего предложения
Процесс покупки
Удобство записи, способы оплаты,
удобство оплаты, возможность оставить чаевые, эмоции от оплаты

Результат: клиент оплачивает любым удобным способом, по цене, которая его устраивает
Качество продукта/услуги
Ожидание/реальность, скорость работы, Вау элементы, логистика, бонусы, впечатления

Результат: клиент доволен решением своей проблемы и получил Вау эффект
Работа персонала
Время ответа, вежливость, внимание, внешний вид, клиентоориентированность

Результат: клиент остался доволен сервисом, даже если столкнулся с трудностями
Состояние помещения
Чистота, состояние сан.узла, запахи, температура, оформление, комфорт, места ожидания, точки контакта

Результат: при прочих равных клиент захочет вернуться именно в ваше помещение
Отзывы и рекомендации
Удобство при оставлении отзыва и рекомендаций, ваша реакция, вознаграждение клиента

Результат: клиент оставляет отзывы и рекомендует вашу компанию
Сообщество
Взаимодействие с клиентами после покупки, публичные кейсы, общие ценности, активность аудитории

Результат: клиенты сами отвечают на вопросы, защищают вас и продвигают ваши медиа ресурсы
Внутренние процессы
Ключевые экономические показатели, управленческий учёт, регламенты, орг. структура

Результат: вы отслеживаете результаты и получаете больше прибыли, а не доходов

Разработка мероприятий по улучшению продукта

Самостоятельно:
Первое, что нужно сделать - устранить явно выраженные ошибки и препятствия, которые тормозят путь клиента. Например - долго открывается сайт, нет четкой инструкции как пройти к помещению и людям сложно его найти, клиент не понимает какой тариф и цена ему подходит, менеджер долго отвечает или грубит, можно оплатить только наличными и так далее.

Вторым этапом необходимо для каждого шага выделить дополнительные ценности, добавить элементы комфорта и клиентоориентированности. Например, внедрите онлайн запись, организуйте зону ожидания, добавьте уникальные элементы, мотивирующие клиента выложить фото в инстаграм (самый простой и эффективный пример - большое задекорированное зеркало). Проведите мозговой штурм с командой, чтобы собрать как можно больше идей, а затем задайте им приоритет исходя из: стоимости реализации, релевантности для клиента и ожидаемой выгоды для бизнеса.

Со мной:
После проведения исследования "в поле" я возьму время на создание гипотез по улучшению ситуации. Опыт погружения в большое количество различных ниш позволит мне заимствовать и скрещивать подходы из разных сфер бизнеса, а также с высокой точностью оценить степень влияния того или иного улучшения на финансовый результат. Итогом данного этапа будет документ, содержащий достаточное количество гипотез, отсортированных по приоритетности и готовых к внедрению - с подробной инструкцией к действию.

Оценка результата проведенных мероприятий

Самостоятельно:
Перед тем как внедрять разработанные гипотезы необходимо зафиксировать общий финансовый результат, а также текущее состояние изменяемого бизнес процесса - создать его резервную копию в виде текстового описания и фото и видео материалов. Так мы решаем две задачи - сможем вернуть всё как было, если эксперимент не удался, и сможем оценить насколько изменился результат после успешного внедрения улучшения. Общая рекомендация - создать ключевые показатели эффективности процессов (KPI). Чаще всего это количественные показатели выручки, времени, трудозатрат, рейтинга и др. Например, время ответа на звонок клиента, средний чек, количество отзывов.

Общий финансовый результат собирается в отчетах о прибылях и убытках (PL) и в отчете о движении денежных средств (ДДС). Результатом от внедрения изменений могут быть: сокращение издержек, повышение маржинальности бизнеса, рост количества и прочие всем давно известные бизнес цели. Ключевым моментом здесь является знание о том, почему тот или иной показатель пришёл в динамику и как это повторить.

Со мной:
В процессе разработки пути клиента в компании я пропишу KPI для каждого процесса, где это возможно. Во время исследования зафиксирую текущие показатели, наблюдая их со стороны клиента, а также проведу сравнительный анализ с конкурентами по некоторым их них. А также предоставлю инструкцию по самостоятельному сбору KPI для того, чтобы вы смогли самостоятельно оценить результат работы через определенный промежуток времени.
Также возможна повторная оценка KPI с моей стороны по договоренности.
Услуга Тайный покупатель под ключ
Доверьте ваше исследование тому, кто придумал эту услугу, любит её как своего ребёнка и знает все тонкости
Автор статьи - Евгений Герасимов. Познакомиться поближе - https://t.me/ev_gerasimov